В сети ты окружён общением и одинок.


Как выжить в катастрофе? ЧАСТЬ 1.
Опубликовано: VanBasten , Включено: 13/8/2015

Как выжить в катастрофе27 сентября 1994 года в семь часов вечера, круизный паром Эстония покинул Таллиннский порт и отправился в Стокгольм через Балтийское море с 989 людьми на борту. К сожалению, он никогда туда не попал. Шесть часов в пути он одолевал встречную бурю, в следствии чего передняя часть парома была повреждена, и вскоре он пошёл ко дну. В течение часа паром затонул, унося с собой жизни 852 своих пассажиров и членов экипажа.
Даже учитывая скорость трагедии, бушующее море и количество времени, которое потребовалось спасателям для прибытия (полная картина чрезвычайной ситуации была декларирована лишь спустя полчаса после гибели людей), эксперты по выживанию были удивлены таким огромным количеством жертв. Похоже, что многие люди утонули, потому как они не предприняли никаких действий по собственному спасению. «Кажется, люди были не в состоянии рационально мыслить или взять себя в руки из-за чувства страха», заключил официальный отчет в аварии. «Другие просто находились в оцепенении и не могли пересилить свой страх и начать действовать. Некоторые панические, апатичные и шокированные происходящим люди были вне досягаемости и не могли реагировать, в то время как другие пассажиры пытались им помочь, даже когда они силой сопротивлялись или кричали на них».
Что же случилось? Один человек, знающий ответ на вопрос, военный инструктор по выживанию Джон Лич, который исследует поведение человека в экстремальных условиях в Университете Портсмута. Он изучал действия тех, кто остался в живых и жертв десятков стихийных бедствий по всему миру в течение нескольких десятилетий (увидел, как это происходит и присутствовал на одном из происшествий - пожар на станции Кингс-Кросс метро 18 ноября 1987, в результате которого погиб 31 человек). Он обнаружил, что в опасных для жизни ситуациях, около 75% людей настолько сбиты с толку самой ситуацией, что они не в состоянии ясно мыслить или продумать план бегства. Они становятся психически парализованными. В среднем только 15% людей удаётся оставаться спокойными и достаточно рациональными, чтобы принимать решения, которые могут спасти их жизни. (Остальные 10% явно находятся в опасности: они волнуются и тем самым сокращают шансы на выживание, как свои, так и всех остальных).
Рассказы о выживании часто сосредотачиваются на 15% выживших, и на том, что особенного в этих людях, что помогло им остаться в живых. Но Лич считает, что это некорректный вопрос. Вместо этого, мы должны спросить, почему так много людей умирают, когда они имеют все необходимые физические возможности, чтобы спасти себя? Почему так много отказываются, или не приспосабливаются к чрезвычайной ситуации? В большинстве сценариев бедствия, говорит он, вам вовсе не нужны специальные навыки, чтобы выжить. Вы просто должны знать, что должны делать. «Моя роль в качестве военного инструктора по выживанию заключается в том, чтобы научить людей выживать. Моя роль как психолога - научить людей не падать духом при чрезвычайных ситуациях».
Запасной выход
Мы не всегда имели чёткую картину того, что действительно необходимо делать людям в чрезвычайных ситуациях. Инженеры по разработке мероприятий, нацеленных на эвакуацию, привыкли полагать, что люди сразу же реагируют, когда они слышат сигнал тревоги, запах дыма или чувствуют, что их здания сотрясается или их лодка начинает крениться.
Однако, в последние десятилетия, как показывают случаи, реальной проблемой становится их достаточно быстрые действия и суета. 22 августа 1985 года, 55 человек погибли в Боинг 737 на взлетно-посадочной полосе в аэропорту Манчестера в Великобритании после того, как самолет, который направлялся в Корфу, потерпел неисправности двигателя во время взлета. Департамент Аэро расследований несчастных случаев правительства сообщил: "Возможно, самая поразительная черта этой аварии была в том, что, хотя самолет даже не взлетал и был остановлен в положении, которое позволило пожарной службе чрезвычайно быстро справиться с внешним огнём, это привело к 55 смертям. Главный вопрос заключается в том, почему пассажиры не сошли с самолета вовремя, если для этого были созданы все условия. "
Безумие, или животная давка на выходах, часто нежелание людей побороть собственную панику -  значительно повышает риск их гибели.
Один из самых ярких примеров пассивной толпы в последнее время был продемонстрирован в башнях-близнецах в Нью-Йорке после того, как захваченные самолеты 11 сентября врезались в них. Вы бы могли подумать, что те, кто выжил в первоначальный удар, направились бы к ближайшему выходу довольно быстро. Однако, большинство сделали наоборот: они убегали в другую часть здания. Те, кто в конечном итоге вышел, в среднем ждали шесть минут до перехода к лестнице, а некоторые бродили вокруг в течение получаса, по данным исследования, проведенного Национальным институтом стандартов и технологий (NIST). Неподготовленные к тем происшествиям, они ходили вокруг, чтобы увидеть, что произойдет с теми, кто выйдет в первую очередь. Одно исследование показало, что половина из тех, кто выжил, задержались, прежде чем пытаться бежать, чтобы позвонить по телефону, убрать вещи в ящики, заблокировать двери своего офиса, сходить в туалет, закончить написание письма, выключить свой компьютер, сменить обувь. Один из работников юридического бюро не пожелал прервать свой важный разговор о том, можно ли опровергнуть завещание, другая - женщина привыкла ездить на велосипеде на работу, и даже возвратилась в кабинет, чтобы переодеться в свой спортивный костюм, прежде чем попытаться выйти.
Режим выживания
Ключевое психологическое объяснение для этих видов поведения - пассивность, психический паралич или, как обычно происходит, когда люди не в состоянии осуществлять какие-либо мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации, так как они не могут адаптироваться к внезапному изменению в окружающей среде. Выживание включает в себя целенаправленное поведение: вы почувствуете голод - посмотрите на продукты питания; вы почувствуете себя изолированным - вы ищете общения. Обычно, это просто (мы знаем, как найти еду или приятелей для общения). Но в новом, незнакомом окружении, особенно напряжённом, таком как тонущий корабль или горящий самолет и установления целей для выживания - где выход и как до него добраться - требуется намного больше осознанных усилий.
«В чрезвычайных ситуациях, нередко события происходят быстрее, чем вы можете их проанализировать,» объясняет Лич. Ситуация опережает нашу способность мыслить или находить выход из сложившейся проблемы. Джер Четкоф, социальный психолог из Университета Индианы, объясняет наши действия иначе: «Находясь в ситуации, когда ваша жизнь находится в опасности, увеличивается эмоциональное возбуждение, и данное состояние заставляет людей ограничивать количество альтернативных решений, которые они могут рассмотреть. Это негативно влияет на попытку определить курс действий, поскольку вы никогда не можете рассмотреть варианты, которые, скорее всего, приведут к безопасной эвакуации».
Это объясняет, почему в чрезвычайных ситуациях люди часто не в состоянии сделать то, что при нормальных обстоятельствах представляется очевидным. Так, единственный кратчайший способ выхода из ситуации для нашего мозга — это вид замедленного мышления. Согласитесь, что подготовкой к аварийной ситуации следует научиться от экспертов по выживанию заранее. «С практикой действия осуществляются автоматически, без [необходимости] подробных размышлений», говорит Четкоф. Это означает, что вам следует мысленно отметить пожарные выходы при походе в кино (и представить, как вы к ним доберётесь), читать руководство по эвакуации на задней двери, когда вы остаетесь в гостинице, и всегда слушать инструктажи в самолётах, особенно, если вам приходится часто летать. «Каждый раз, когда я плыву на лодке Первое, что я должен сделать, это выяснить, где находится мой спасательный жилет, потому что в случае необходимости, я просто возьму его, я не должен думать об этом," говорит Лич. Как правило, выжившими в катастрофах становятся не потому, что они смелее или героичнее, чем кто-либо другой, а потому, что они лучше подготовлены.
Хорошо ли вы ладите с другими людьми? Независимо от того, насколько вы хорошо подготовлены, один аспект чрезвычайных ситуаций всегда будет вне нашего контроля: как те, кто нас окружает и как они ведут себя. Здесь также научное понимание находится в противоречии с народной мудростью или с тем, что мы, вероятно, читали в средствах массовой информации.


Статья из Одиночество в сети - книга, реальные истории, реальные отношения.
http://www.odinochestvo-v-seti.ru

URL для этой статьи:
http://www.odinochestvo-v-seti.ru/modules/sections/index.php?op=viewarticle&artid=133