В сети ты окружён общением и одинок.


Особенности воспитания одарённых детей

Дата:  30.6.14 | Раздел: Психология здоровья

Необходимым условием инновационного развития страны становится в настоящее время построение эффективной системы отбора и поддержки талантливой молодёжи. В качестве одного из наиболее эффективных методов выявления одарённых молодых людей рассматриваются предметные Олимпиады, которые, по практически солидарному мнению экспертов, в большей степени, чем ЕГЭ, способствуют выявлению талантливой молодёжи.
Большое значение для развития у школьников творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создания необходимых условий для поддержки одаренных детей, распространения и популяризации научных знаний среди молодежи имеют олимпиады. Немаловажную роль играют предметные олимпиады и в повышении мотивации учащихся, способствуя не только выявлению талантливой молодёжи, но и развитию скрытых способностей, а также формируя у учащихся умения развивать имеющиеся у них способности.

Что же такое одарённый, талантливый ребёнок, выявление которого и является целью различных олимпиад и конкурсов? Одаренность –  это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный же ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Отношения в семье тоже играют заметную роль в становлении личности и зарождении у малыша тяги к образованию и познанию. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие


активизации умственных способностей.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. Поэтому одарённые дети весьма охотно принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах.
Условно можно выделить три категории одаренных детей: дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте), дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый возраст) и учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте). Наибольший интерес для работы в целях повышения мотивации представляют именно учащиеся второй группы, хотя выявление одарённых детей целесообразно начинать в максимально раннем возрасте. По этой причине, вовлекать учащихся в работу целесообразно как можно раньше, и помощь в этом оказывают как различные конкурсы, так и проектные исследования, особенно в области экологии.
Формирование экологической культуры, однако, не является самоцелью образовательного пространства, хотя эта цель и имеет огромное воспитательное и развивающее значение, но представляет собой механизм социализации молодых людей, средство вхождения школьников в современное гражданское общество.
Итак, любая олимпиада – конкурс, проводимый для выявления наиболее достойных, способных и подготовленных. Учащийся, отмеченный на олимпиаде призом или дипломом, ставший лауреатом конкурса, становится примером для остальных учащихся, так как молодёжи свойственно стремление следовать за лидером. Именно в этом проявляется и глубокая социальная роль олимпиад: способствуя формированию лидерских качеств на образовательном поле, они вовлекают учащихся в мир науки и искусства, культуры и образования, тем самым уводя из иных, порой противоправных сфер деятельности. Подсознательное стремление догнать лидера и лежит в основе повышения мотивации учащихся, особенно младшего школьного возраста. Ученик, занявший призовое место в конкурсе или ставший победителем, становится примером для других, о чём свидетельствуют результаты социологических исследований, проведённых в нашей школе. Чем большее количество учащихся становится победителями и лауреатами, тем больше появляется желающих начать заниматься освоением новой для них области знаний.
Систематическая работа с учащимися по подготовке к участию в олимпиаде показала не только увеличение числа заинтересованных обучающихся, но и числа тех, кто желает связать свою жизнь со специальностями, связанными с предметом олимпиады. В этом проявляется профориентационная роль олимпиад. Благодаря стремлению достичь успехов в освоении начальных профессиональных навыков у учащегося повышается качество знаний по предмету. Сами учащиеся подтверждают, что знания и умения, полученные при подготовке к олимпиаде, позволяют им лучше понимать происходящее в окружающем их мире, что является признаком их социализации: им легче находить общий язык с другими учениками и взрослыми людьми, они становятся общительнее, предпочитают разговаривать с живым собеседником, а не смотреть в телефон или на экран компьютера или телевизора. Удовольствие от выполнения заданий олимпиад и радость победы могут «зажечь путеводную звезду» и привести к развитию исследовательских качеств личности, так необходимых современному человеку.
Образовательные конкурсы и олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, но и стимулируют активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они удобны во внеклассной деятельности, помогают школьникам формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов и олимпиад ученики могут не только проверить собственные знания, умения, навыки, но и сравнить свой уровень с другими. Формирование творческого подхода и инициативности, а также выработка умения сравнивать свои результаты с результатами других участников конкурса и олимпиады способствуют формированию критического мышления, стимулируют умение логично рассуждать. Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно-ориентированного обучения, проектной деятельности.




Cтатья опубликована на сайте "Одиночество в сети - книга, реальные истории, реальные отношения.":
http://www.odinochestvo-v-seti.ru

Адрес статьи:
http://www.odinochestvo-v-seti.ru/modules/myarticles/article.php?storyid=152